Конспект лекции

для студентов 1-го курса специальности «Сестринское дело»

Дисциплина ОУД.09 Основы исследовательской деятельности

Тема лекции:

«НАУЧНЫЙ ДОКЛАД. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ДОКЛАДА»

 

Татаринцев А.В., к.м.н., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

 

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества.

Как правило, научный доклад должен состоять из нескольких разделов:

1) введение с актуальностью,

2) объект и предмет, цель и задачи,

3) основная часть,

4) заключение,

5) список источников информации.

Во введении необходимо в нескольких предложениях описать суть работы. Обосновать актуальность выбранной темы, т.е. объяснить необходимость изучения данной темы.

Далее необходимо выбрать объект исследования и определить предмет.

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: «Что рассматривается?».

Предмет – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: «Что изучается?». Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Исходя из объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Целей и задач не должно быть много: лучше одна цель и 3-5 задач. Иначе, объём доклада будет очень большим или каждой задаче не будет уделено достаточно внимания.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Цель исследования – это тот результат, который хочется получить в результате изучения темы, поэтому обозначается существительным: изучение, исследование, обоснование, определение и т.д.

Задачи расширяют и углубляют цель. Задачи делят на несколько групп. Первая группа задач связана с углублением знаний об изучаемом объекте исследования.

Вторая группа задач связана анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

Четвертая группа задач описывает практическую часть.

Пятая группа задач связана с выводами и составлением рекомендаций исходя из полученных результатов.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить…», «Разрабо­тать…», «Выявить...», «Ус­тановить...», «Обосновать…», «Определить…», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

В основной части описывается суть исследования более подробно, затем рассказываете, как проходил процесс исследовательской работы (какие проводились опыты и эксперименты, какие методы применялись, каким образом анализировались исходные данные). Кратко затроньте фундаментальные исследования, на которые вы опирались в работе. Следующим пунктом представьте результаты исследования/анализа. Включите в текст фото образцов, скриншоты, схемы, гистограммы, расчёты, фото оборудования, которое применялось в экспериментах, его характеристики. В завершающей части подведите итоги. Сделайте выводы. Опишите, выполнены ли были поставленные цели и задачи. Представьте результат анализа полученных в ходе исследования данных.

При этом материал должен быть простым для восприятия аудиторией. При обсуждении результатов старайтесь говорить четко и по существу.

Завершающая часть не должна быть затянутой, при этом в неё должно входить всё выше перечисленное. В заключении необходимо написать выводы. Выводы всегда связаны с поставленными задачами.

Список источников информации должен быть оформлен в соответствии с определенными правилами. Необходимо использовать литературу, которая появились за последние 5 лет. Использование более старых источников допускается только при условии, если более новых аналогов найти не удалось. 

Текст доклада должен быть согласован с научным руководителем.

 

Библиографическая ссылка:

Татаринцев А.В. Научный доклад. Структура научного доклада: конспект лекции [Электронный ресурс] // Журнал "Современный медицинский колледж". М. 01 ноября 2017. URL: http://mmdc-m.su/index.php/publikatsii/uchebnye-publikatsii/50-nauchnyj-doklad (дата обращения: ...). 

 

Полный текст материала можно скачать по ссылке ниже.

Вложения:
Скачать этот файл (Структура научного доклада.pdf)Структура научного доклада.pdf116 Кб263 Скачивания